«Турция должна вновь открыть сухопутную границу с Арменией». Самвел Бабаян

Самвел Бабаян опубликовал серию статей, состоящую из трех частей, первую часть которых представила его пресс-служба. Учитывая геополитическую среду, сложившуюся на Южном Кавказе и вокруг него, а также ключевую роль Армении в этом контексте, Самвел Бабаян, бывший министр обороны Нагорно-Карабахской Республики (Арцах), представил серию статей под названием «Потенциал Позиционирование Армении в контексте геополитических процессов». В трех частях цикла статей Самвел Бабаян анализирует три возможности позиционирования Республики Армения и вероятные последствия каждого из них для Армении и геополитических центров, заинтересованных в Южном Кавказе. Всестороннее наблюдение за противостоянием Запада и Россией и начавшимися в результате процессами перекройки геополитической архитектуры позволяет сделать вывод, что это перспектива логистической интеграции Центральной Азии/тюркоязычных стран и Южного Кавказа с одной стороны. С другой стороны, открывается перспектива выведения тех же субъектов из сферы российского влияния исходя из общечеловеческих интересов. В обоих случаях, из-за своего географического положения и ориентации на политическую безопасность, Армения фактически является «препятствием», особенно с точки зрения отправной точки инфраструктуры Мегри. В этом контексте существуют три потенциальные возможности позиционирования Республики Армения. ЧАСТЬ 1 Потенциал позиционирования Армении в контексте геополитических процессов. Западный вектор Открытие дороги Мегри по упрощенной процедуре под юрисдикцией РА в рамках соглашений о разблокировании региональной инфраструктуры Азербайджан связал свою стратегию развития с экономической, политической, военной интеграцией тюркоязычных стран в региональную и внешнюю среду. региональная транзитная перспектива, наибольшая выгода от которой принадлежит Турции, которая с перспективой становится логистической и военно-промышленной сверхдержавой. В этом контексте подход Запада к этому союзу заключается в содействии членству Армении и Грузии в качестве противовеса российскому влиянию на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Китай, в свою очередь, опять-таки в обход России, планирует иметь выход на европейский рынок через транзит Центральная Азия — Каспийское море — Азербайджан — Армения (Мегри) — Нахичевань — Турция. Открытие Мегринской дороги является «красной линией» Ирана, поскольку, если Азербайджан напрямую соединится с Нахиджеваном через Мегри, влияние Ирана на Нахиджеван, а значит и на весь Азербайджан, будет сведено к нулю. В этом контексте заявления азербайджанской стороны о «Плане Б» через территорию Ирана являются явно манипулятивными, поскольку с 1989 года и по сегодняшний день Азербайджан не только соединяется с Нахичеванью, но и осуществляет поставки через территорию Ирана. В этой связи следует отметить, что Армения может и должна выступить взаимовыгодным посредником между европейскими странами и США, чтобы убедить их ослабить санкции против Ирана, чтобы последний, в свою очередь, пересмотрел свою позицию по открытию Ирана. Мегринский путь, потому что в то же время в случае политики изоляции по отношению к России и Ирану Запад не сможет удовлетворить спрос на голубое топливо. В то же время пересмотр позиции Ирана создаст альтернативный источник поставок газа в Европу. Туркменский и иранский газ будут транспортироваться по трубопроводу Армения-Грузия-Черное море-Болгария в качестве альтернативы российскому газу (газовые ресурсы Туркменистана и Ирана вместе составляют 30% разведанных запасов газа). В этом вопросе Китай снова является заинтересованной стороной и рассчитывает обеспечить альтернативные поставки газа из России по низкой цене, поскольку у последней из-за потери европейского рынка альтернативы не будет. Поскольку Грузия является транзитной страной и значительная часть ее бюджета формируется за счет транзитных сборов, Грузия первой пострадает от открытия Мегринской дороги. В этом случае Грузия, очевидно, проведет жесткую политику в отношении Армении и удвоит плату за транзит, чтобы компенсировать возможные экономические потери. Однако поскольку туркменский и иранский газ будет транспортироваться по трубопроводу Армения-Грузия-Черное море-Болгария, социально-экономические потери будут априори компенсированы. Преодоление этих препятствий, которые Россия выдвинет в отношении Армении, может стать возможным при «посредничестве» Азербайджана. Азербайджан должен обеспечить поставки газа в Армению по тем же ценам, что и Россия. При этом Армения должна иметь возможность осуществлять безопасные грузоперевозки и пассажирские перевозки через территорию Азербайджана в Россию и Среднюю Азию. Коллективное возвращение жителей Арцаха в Нагорно-Карабахскую автономную область Азербайджана является решением, которое позволит создать атмосферу взаимного доверия между армянским и азербайджанским народами. Либо Армения в сотрудничестве с международным сообществом должна решить проблемы насильственно переселенных людей из Нагорного Карабаха настолько фундаментально, чтобы в будущем другие силы не смогли использовать население Нагорного Карабаха в геополитических целях. Турция, в свою очередь, должна вновь открыть сухопутную границу с Арменией и обеспечить беспрепятственные наземные, воздушные и морские пассажирские и грузовые перевозки через свою территорию. Коллективный Запад параллельно всему этому должен принять решения относительно внешнего долга РА, обнулив кредиты, полученные от международных организаций и зарубежных стран с целью реализации социально-экономических программ. Таким образом, Армения получит возможность направить финансовые ресурсы, направленные на погашение внешнего долга пограничнику, плавно отказавшись от помощи российской пограничнице, так как она уже не сможет самостоятельно осуществлять охрану и оборону своих собственных. границы. Логистическая и экономическая интеграция тюркоязычных народов позволит вывести рынок Южного Кавказа и Центральной Азии с населением 85 миллионов человек из-под влияния России. Это, в свою очередь, создаст мягкую основу для вступления Армении и Грузии в Евросоюз в будущем. За созданием турецкого экономического союза последует неприкрытая борьба Азербайджана за вовлечение в него 25 миллионов тюркоязычных народов, проживающих в Иране, которую будут поддерживать Турция и другие тюркоязычные страны. В результате будут созданы дополнительные основания для подрыва российского и иранского государств, как следствие и конечная цель интеграции тюркоязычных стран.